Жизнь 2024-05-15T06:37:36+03:00
Українські Новини
Мечты в украинской провинции: рецензия на фильм "Короли рэпа"

Мечты в украинской провинции: рецензия на фильм "Короли рэпа"

Кинофестиваль, Фильмы, Киевская неделя критики
ПОМОЧЬ УКРАЇНСЬКИМ НОВИНАМ
  • Скопировано

26 октября в рамках кинофестиваля "Киевская неделя критики", который уже в 5-й раз проходит осенью в столице Украины, состоялся показ фильма "Короли рэпа" (реж. Мирослав Латык). Кинокритик Валентин Дзюбенко рассказывает, почему украинскому зрителю не стоит пропускать эту картину в прокате.

Кинопроект "Короли рэпа" режиссера Мирослава Латыка в 2019 году стал одним из победителей одиннадцатого конкурсного отбора Госкино. 14 августа 2021 года состоялась премьера фильма – картина открывала национальный конкурс Одесского международного кинофестиваля.

В Одессе лента никаких наград не получила. Впрочем, это о картине не говорит ничего: фильм Латыка конкурировал, помимо прочего, с дебютной полнометражной картиной Катерины Горностай "Стоп-Земля", которая еще весной получила награду "Хрустальный медведь" от Юношеского жюри конкурсной программы Берлинского международного фестиваля (Берлинале) как лучший полнометражный фильм, а 21 октября триумфировала в Киеве на премии кинокритиков "Киноколо", победив в 5-ти номинациях.

По сюжету двое семнадцатилетних друзей, Казан (Михаил Дзюба) и Арахис (Антон Вельбой), живут в одном из сел Украины. Их главная страсть – рэп. Парни мечтают стать известными исполнителями, собирать на своих концертах толпы поклонников и зарабатывать много денег. Однако, все их мечты фундаментально можно свести к одному – им невероятно тесно в том месте, где они живут, и ребята хотят вырваться из провинциальной однообразности и бесперспективности. Рэп – актуальная возможность, трамплин в другую жизнь. Они пытаются сами писать музыку и тексты для своих треков и даже выступают на сельской дискотеке. Но в определенный момент их лишь начавшийся путь к славе делает крутой поворот совсем в другую сторону.

Говорить о достоинствах фильма "Короли рэпа" без спойлеров достаточно сложно. И дело тут не в конкретных сюжетных неожиданностях, которые не хочется раскрывать будущему зрителю, дабы не испортить впечатление от просмотра. Просто одной из самых сильных сторон картины является её плавное и очень убедительное изменение в стилистике и жанровой принадлежности. Начинаясь как своеобразная комедия, в определенный момент фильм понемногу меняет тональность, в финале оставляя зрителя с осознанием того, что перед ним настоящая трагикомедия, да и рэп здесь это всего лишь завязка, фон.

Латык в этом фильме поднимает сразу несколько глубоких и важных вопросов. Начиная от остросоциальной темы неустроенности жизни в маленьких селах и городках Украины, где молодежь, решившая остаться, имеет не так много перспектив, заканчивая достаточно экзистенциальными вопросами выбора: между добром и злом, сопротивлением злу и покорным молчанием, принятием личной ответственности и возможностями уйти от неё, – словом, теми развилками, на которых все мы оказываемся ежечасно.

Помимо основной сюжетной линии в фильме есть и несколько второстепенных, которые, последовательно дополняют центральную историю. В одной из них зритель вскользь сталкивается с жизненной драмой женщины, зарабатывающей проституцией. Ее в фильме сыграла Ирма Витовская.

И Дзюба и Вельбой выглядят на экране абсолютно гармонично, вполне справляясь со всеми задачами, которые ставит перед ними сценарий. Латык частично поддался на своеобразный тренд украинского кинематографа последних лет, когда режиссеры приглашают на главные роли непрофессиональных актеров (например, Сергей Филимонов в "Носороге" Олега Сенцова или все главные актеры в "Стоп-Земля" Катерины Горностай), взяв на роль Арахиса Антона Вельбоя (Wellboy) – музыканта и исполнителя, получившего известность после участия в шоу "X-Фактор". Вельбой сам родом из маленького села в Сумской области, и, возможно, в том числе и благодаря этому, он понимал, что чувствуют и чем живут герои фильма, и смог передать это своим коллегам на съемочной площадке.

Отдельно стоит отметить решение сценаристов и режиссера показать речь жителей украинских сел и маленьких городов такой, какой она часто и является. Главные герои фильма говорят на суржике, что лишь добавляет происходящему реалистичности. В отличии от уже упомянутой "Стоп-Земля" Горностай, где киевские одиннадцатиклассники говорят на абсолютно чистом украинском языке, чему иногда не очень веришь, в "Короли рэпа" с этим проблем нет – речь героев здесь звучит аутентично.

Нельзя не отметить музыкальную составляющую фильма. Конечно, картина с названием "Короли рэпа" не могла обойтись без соответствующей музыки. Yarmak, ТНМК, Krechet, Kalush – в фильме звучат как ветераны украинского хип-хопа, так и новые, но уже ставшие знаменитыми исполнители. Но не рэпом единым живет музыкальное сопровождение ленты – можно здесь услышать и Kazka, интересно дополняющую атмосферу сельского магазина, и Кузьму Скрябина, очень кстати звучащего в одном из самых драматичных моментов фильма. За саунд картины отвечал Cepasa – украинский электронный музыкант, саунд-продюсер и исполнитель Павел Ленченко.

Возможно, увидев название фильма и постер, а также прочитав аннотацию картины, когда фильм выйдет в прокат, многие решат не идти смотреть "Короли рэпа" в кинотеатры. Мол, "про рэперов что-то, не пойдем". Хочется предостеречь потенциального зрителя от этой ошибки. "Короли рэпа" – очень неплохой пример того, как снять фильм достаточно простой и открытый для широких масс, но при этом имеющий глубину и затрагивающий важные для осмысления темы. Это своего рода мейнстримный фильм с авторской интонацией, который одновременно говорит и о вечном, и об обыденном, успешно играет сразу на нескольких жанровых полях, и действительно может удивить зрителя.

Подпишитесь на Telegram-канал "Українські Новини"
Максимально коротко и понятно объясняем события в Украине
  • Скопировано


Новости

ok